Особености физической подготовки вратарей:

1. Необходимость выполнять сложные координационные движения и перемещения на сорости (5-10-15м) в условиях сбивающих факторов и единоборств.

2. Учитывать возросшие требования к умению игры ногами.

 

Рекомендации:

Вратари должны делать ускорения по 10-12 м с мячом на максимальной скорости и с максимальной точностью контроля мяча. Все внимание должно быть подчинено быстроте выполнения задания.

 

Условия:

1. интенсивность выполнения должна быть максимальной.

2. длительность выполнения рывка зависит от длины пробегаемого отрезка. (5-10-15м)

3. интервал отдыа зависит от длины дистанции (10-15м, последующее повтрорение через 40-60 сек.)

4. Колличество серий 3-4, отдых между сериями 7-10 минут. Во время отдыха необходимо делать упражнения на технику ловли и передачи мяча, веденее, жонглирование.

5. Иногда необходимо делать рывки по 30 метров, отдых на таких дестанциях 50-85 секунд.

 

Цитирую И.А. Швыкова

 

Форум, посвяённый повышению мастерства

 

Статья из книги "Подготовка вратаря" Правдин С.С - football-coach.ru

 

В этой статье я хочу рассказать физической подготовке вратарей. С давних времён принято считать, что вратари должны иметь очень хорошие, большие мышцы. В Англии в 70-е годы чуть ли ни людей занимающихся бодибилдингом ставили играть в воротах. Но с развитием футбола всё поменялось и для голкипера немного снизилось значение физической подготовки. По моему мнению, физическое развитие организма вратаря должно быть равномерно и целесообразно развито. Для вратаря важны сильные руки, ноги, пресс, спина…

 

Вы не когда не задумывались, почему у вратарей очень много упражнений на пресс? Пресс имеет огромное значение в игре голкипера. За счёт сильного пресса вы можете увеличивать дальность своего прыжка за мячом, который летит в стороне от вас. Когда вы уже оттолкнулись ногами, вам в воздухе может только помочь хорошо развитый пресс. За счёт него вы можете увеличить расстояние на несколько сантиметров, тем самым избежать 5 процентов голов.

Сильные руки нужно всем, но не стоит из них делать «большие шарики», это негативно отражается на игре, телу голкипера нужна больше гибкость. А сила рук важна во множестве единоборств с противниками. С сильными руками вратарь увереннее действует на выходах и имеет малую вероятность ошибки. Этот аспект помогает избегать ещё 10 процентов курьёзных голов.

 

Сильные ноги необъемлемая часть идеального тела голкипера. Вратарь должен иметь очень сильные икроножные и камбаловидные мышц, мышцы бедра и стопы. «Прыгучесть», скорость, гибкость вратарей полностью зависит от силы ног. В большом футболе игра нога используется намного меньше, чем в мини-футболе, но универсальность подготовки неотъемлемая часть нашей системы подготовки.

 

Если вратарь имеет очень слабые мышцы спины, то очень большой его порок. От спины зависит все остальные составляющие перечисленные выше.

 

Физическая подготовка заключает в себе не только силовое развитие мышечной массы вратаря, но и развитие гибкости, растяжки мышц. Работоспособность мышц зависит от всех этих параметров. Для увеличения объёмов мышцы, ни как не обойтись без хорошей растяжки и гибкости мышцы и суставов.

 

Хорошая и рациональная физическая подготовка голкипера имеет весомую часть его успеха.

 

Техника игры вратаря

 

 

 

 Ловля высоких мячей, идущих в стороне от вратаря.

 

Ловля таких мячей чаще всего сочетается с одним или несколькими шагами в сторону и последующим прыжком.

 

 

 

Передвижение до толчка производится одним из следующих способов: приставным шагом, скрестным или простым после поворота в сторону движения. Выбор способа передвижения до толчка зависит от индивидуальных способностей вратаря.

 

 

 

Во всех случаях толчок после движения надо делать вслед за тем, как ступни повернулись носками в направлении прыжка. Небольшая потеря времени для принятия этого положения с избытком возмещается дальностью прыжка.

 

До толчка руки все время помогают и перемещению, и толчку. Только после толчка они выносятся навстречу мячу, с таким расчетом, чтобы встретить его и последующим движением притянуть к корпусу. Прием высоких мячей, идущих в сторону, связан чаще всего с падением на землю. Большое значение имеет своевременное, до падения на землю, притягивание мяча к корпусу.

 

Ловля низких мячей с падением.

 

Мячи, идущие в сторону от вратаря, добежать до которых он не может, принимаются следующим способом.

 

Вратарь перемещается в нужном направлении приставньм скрестным или обыкновенным, после поворота, шагом и, произведя энергичный толчок, движется над землей к мячу. Руки, до толчка помогавшие ему, резко выносятся вверх. Тыльные части ладоней обращены назад. Как только мяч прикоснулся к рукам, вратарь энергичным движением подтягивает его к корпусу. В момент падения нога, находящаяся сверху, должна быть согнута в колене. Затем она выносится вперед для защиты области живота и паха, а также для удобства вставания. Это движение ногой надо делать так чтобы оно не представляло опасности для нападающих игроков.

 

В тех случаях, когда падение производится без предварительных перемещений, перед толчком ставят ступни носками в направлении движения. Это значительно увеличивает силу толчка.

 

Вратари должны избегать падений плашмя. Во всех случаях необходимо изгибать свое тело во фронтальной плоскости настолько, чтобы падение происходило как бы перекатом, причем сначала земли касается голень, затем бедро, таз, бок, руки.

 

 

 

При далеких, трудно доставаемых мячах, перекатываются через руки (если мяч идет по самой земле) или через плечо (если мяч уже подтянут), бок, таз и в последней фазе — ноги.

 

Упражнения на ловкость

 

 

 

 Несколько хороших упражнений:

1. "Конвеер". Выполняется с партнером. Оба медленно бегут вратарь спиной, партнер лицом. У них два мяча, которыми они перебрасываются как можно быстрее. Чем меньше расстояние до партнера, тем сложнее делать.

2. Примерно то же самое. Берутся два мяча одинаковой накачанности и встаете к стене. Бросаете в нее мяч, пока он летит и отскакивает - бросаете другой. Потом ловите первый и снова его бросаете в стену. Со вторым так же. Выполнять, пока не ошибетесь (или не устанете, но это бывает редко). Чем ближе к стене - тем сложнее.

3. Для вратарей мини, но, наверное, и для большого сгодится. Вратарь встает в ворота 2*3 метра (стандартные). Партнер - с мячом на расст. 2 метра. Бросает вратарю мяч. Тот его ловит, отдает обратно, делает пару приставных шагов к штанге так, чтобы мог ее коснуться, касается рукой штанги, касается рукой пола (земли - без разницы) - снова делает приставной шаг в середину ворот, куда партнер уже снова кинул мяч. Повторяет то же самое к другой штанге. И все естественно как можно быстрее. Выполняется 3 серии по 20-25 повторений.

4. Из стойки делаете упор присев, потом упор лежа, отжимание, потом упор присев, потом выпрыгивание из приседа и сначала. Тоже выполняется сериями по 8-15 и в быстрейшем возможном темпе.

 

Развитию ловкости помогают такие игры, как настольный теннис(помогает сконцетрировать внимание на шарике), для общего развития можно даже в баскетбол поиграть - это позволит Вам выработать хватку, и всегда ожидать удара, т.к. в баскетболе всегда делаються неожиданые пасы...

 

Попробуйте жанглировать теннисными мячами. Одной рукой 2-3 мячика, 2 руками и т.п. Потом переходите на мини футбольные мячи, а потом на большие. Очень интересно и ловкость и технику подтяните.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z6-7 лет. Возраст когда ребёнок воспринимает футбол развлечением, любит мячик как игрушку и к тренировка относится как к развлечению.

 

8-9 лет. Проявляется индивидуальная любовь к какой-то позиции: защитник, полузащитник, нападающий, вратарь.

 

10-11 лет. Нужно начинать специально готовить футболиста к любимому амплуа.

 

11-12 лет. Период специально тренировки вратаря. Закладывается техника и мышление.

 

13-14 лет. Здесь проявляются профессиональные задатки игрока< и его перспективы. Очень тяжёлый период, в котором теряется много талантов из-за табака и алкоголя. Следует следить о ребёнке и проводить разъяснительную работу.

 

15-17 лет. Становление игроков как профессионалов. Хорошо развивается выносливость и мышцы.

 

18 лет. Этап завершения становления организма спортсмена, физического развития. Здесь игрок должен подключатся к взрослым командам. Игрок критикует свои слабые стороны.

 

Тренировать вратарей начинать нужно с самого детства. Производить различные тренировки в игровой форме. Особенно уделить внимание на развитие координации. Здесь нужно приучать ребёнка бегать, внимательно следить за здоровьем ребёнка. Постоянно проводить медицинские осмотры. Принимать витамины, но только по совету врача. Приучать ребёнка к настойчивости и большой работы над собой.Смотрите не переусердствуйте и не сломите дух футболиста. Пусть ваш ребёнок сам выбирает, чем заниматься и на какой позиции играть.

 

Оплаченная реклама:

 

 

 

 

 

 

Футбол - игра с трудной техникой, она не свойственна обычным людям. Для работы, для того чтобы что-то сделать, нам даны руки, а главная актеристика футболиста - это умение обращаться с мячом ногами. Этим, мгновенно, и можно объяснить изначальную характерную сложность всего его процесса подготовки футболистов.

 

Необходимо этот длительный учебный процесс с «трудной техникой» представить понятным и простым, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса исходя из самого понятия «процесс» - то есть движение учеников к последовательным определенным результатам. И здесь очень важно иметь представление о всей многолетней' подготовки.

 

Связав отдельные этапы и проникнув в логику поэтапного тренировочного процесса, где происходит раскрытие технической подготовки, футбольного мышления и функциональной подготовки, мы получим ответы на вставленные вопросы.

 

В своей работе тренер должен постоянно опираться на возрастные закономерности становления спортивного мастерства. В этой связи он должен учитывать возраст начала занятий, начало специализации, возрастные критерии наиболее эффективного развития физических качеств и двигательных навыков. Преимущественная направленность в работе - не в объеме специфических беговых упражнений, а в количестве приобретенных двигательных навыков.

 

Перечисленная этапность обусловлена, прежде всего, закономерностями -возрастного развития, моторики детей. В этом процессе имеются период ускоренного и замедленного роста отдельных качеств. И прежде чем принять к их рассмотрению, напомним наиболее существенные моменты процесса обучения и совершенствования. Процесс овладения техникой и обучение навыков можно условно разделить на три основные части:

 

1. Создание представления о движении.

2. Изучение движения.

3. Закрепление и совершенствование.

 

В процессе многолетней подготовки необходимо согласовывать педагогическое воздействие согласно закономерностям физического развития двигательных способностей детей и подростков. Конечно, тренер строит тренировочный процесс согласно общим рекомендациям и положениям физического воспитания, единственное отличие - это специфика вида спорта.

 

Такой подход можно считать достаточно оправданным, прежде всего на начальном этапе подготовки, поскольку он обеспечивает разностороннюю подготовку и гармоничное развитие. Если рассматривать методическую особенность всего процесса обучения, она заключается в последовательности целей и задач всех этапов подготовки, учитывая способность к усвоению и накоплению будущего футбольного потенциала. Если в занятии не содержится целей, то содержании занятий затрудняется управление тренировочным процессом или вообще отсутствует.

 

В связи с этим хотелось рассмотреть методику как условие, дающее импульс к созданию новых перспектив к дальнейшему развитию футбола. Конечно, никакая методическая система не даст тренеру ответ на вопрос: «Как делать и что?»; но на вопросы организации учебной деятельности, планирования и построения тренировочных циклов ответ необходимо найти.

 

Для большей стройности изложения рассмотрим раздельно эти вопросы с периода начальной стадии обучения до стадии совершенствования. Проблему необходимо рассмотреть всесторонне, прослеживая все особенности возрастов, чтобы воспринять процесс, как единое целое. Чтобы стал более понятен этот вопрос, мы будем рассматривать построение только основной части занятия, где решаются все главные задачи обучения.

 

Отмеченные выше моменты обусловили логику изложения материала, разделив описание всех этапов подготовки на отдельные статьи. Для более детального изучения и обсуждения достаточно сложной проблемы такое разделение мне представляется оправданным. Обучение футболистов, особенно их совершенствование и переход в команды мастеров, процесс чрезвычайно многоплановый. Исчерпывающе ответить в одной статье на все вопросы о проблемах подготовки не представляется возможным, поскольку совершенствование в командах мастеров имеет принципиально другое методическое значение, что требует пересмотра многих традиционных взглядов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как мы заметили, подготовка юных и взрослых квалифицированных болистов значительно отличается. Для правильного ведения учебного процесса важно учитывать возрастные особенности детей, подростков и юношей. Этим во многом обусловлен и методический принцип подхода к различным этапам подготовки. Для достижения уровня мастеров необходимо 8-10 лет специальной подготовки, и принципы построения самого тренировочного процесса готового футбольного мастера и кандидата существенно отличаются.

 

И чтобы сразу была видна разница в самом подходе планирования, отметим, что в командах мастеров последовательность всех тренировочных задач сводится от 4 часов тренировок к 90 минутам игры, а в нашем случае вся работа определяется многолетним обучением и совершенствованием навыков и умений.

 

Многолетнее планирование тренировочного процесса - это, по существу, нераскрытая методическая проблема, о которой мы просто умалчиваем, как будто это к футболу никакого отношения не имеет. Все методические вопросы отданы на откуп рассказам о футболе и футболистах. В нашем случае методика и обучение могут поднять уровень футбола. Проблемы все начинаются, когда нет творчества и поиска путей выхода из кризиса. Но все течет, все изменяется. И, увы, далеко не всегда к лучшему. Как это ни странно, мы в методике подготовки продвинулись вперед не столь существенно, как сам футбол. Разумеется, разобраться в этом необходимо, методика требует своего изучения для будущей профессиональной деятельности тренера. И если рассматривать последовательность обучения в целом (техника - физика - игра), то основным связующим звеном является методика, реализация методических принципов обучения и совершенствования.

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

До сих пор в методике футбола очень обобщенным и незыблемым остается разделение тренировочного занятия на подготовительную, основную и заключительную части. Да, впрочем, и само построение всего тренировочного процесса размыто и неконкретно. Сложно идти к цели, движение к которой больше напоминает движение во всех направлениях. Поэтому хотелось в понятной и доступной форме изложить свои рекомендации в достаточно сложном процессе учебного планирования.. Мы рассмотрим положения, которые должны лечь в основу многолетнего планирования технической подготовки. Сегодня в этом ощущается острейшая потребность. Хочется надеяться, что предлагаемая методика поможет лучше ориентироваться в вопросах подготовки, даст импульс к самостоятельному изучению проблемы и поможет найти собственные ответы на поставленные вопросы.

 

Тренер, приступая к планированию, должен видеть четкую перспективу работы по всем разделам подготовки. Имея перед собой целевые задачи, составляется план, в котором отображается содержание, последовательность задач тренировки и их взаимодействие между собой. План должен согласовать все содержание учебно-тренировочного процесса, что даст возможность отчетливо видеть и управлять ходом занятий. Тренировочный процесс может и должен корректироваться, поскольку в системе тренировок процесс всегда отклоняется от оптимального режима.

 

Многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность:

- начальная спортивная подготовка;

- начальная специализация;

- углубленная подготовка;

- спортивное совершенствование.

 

Если очень кратко охарактеризовать все этапы подготовки, то нужно отметить, что на 1-м этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых качеств. На 2-м и 3-м этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи 4-го этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализацию индивидуальных возможностей футболистов в игре. В будущем все умения и навыки должны использоваться в более сложных тренировочных условиях и соревновательных играх.

 

Принципы многолетней тренировки футболистов во многом определены возрастными границами. Если условно обозначить вышеуказанное по годам, то это примерно будет выглядеть так:

 

1. Начальная подготовка -9-12 лет.

2. Начальная специализация -13-14 лет

3. Углубленная подготовка - 15 - 16 лет.

4. Спортивное совершенствование - 17-18 лет.

 

Классификация этапов несколько условна и необходима, чтобы более разобраться в планировании на разных этапах подготовки и, самое главное, увидеть качественное различие целей, чтобы стратегически сориентироваться в многолетнем планировании. Физическая и техническая подготовка связаны тесным единством взаимосвязанным направлением развития. Ведущая роль в этом единстве «надлежит технической подготовке. Такая форма связи типична на начальных этапах подготовки, но далее задачи и цели изменяются. Для простоты изложения мы отдельно рассмотрим задачи и проблемы, стоящие на разных этапах подготовки, и затем - как должно осуществляться планирование на соответствующих этапах.

 

Задачи должны быть грамотными и целевыми, тогда их можно решить. Но если они неконкретны, то их и решить нельзя, и все усилия будут затрачены вами зря. Ученик должен иметь представление о планах предстоящего учебного года, это только повысит чувство ответственности и уверенности в своих силах.

 

Попытки отдельных тренеров искать современные методы тренировки не дают должных результатов из-за отсутствия научно обоснованных рекомендаций. В имеющейся литературе раздел становления технического мастерства футболиста остается, наверное, самым неизученным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт тренеров подсказывает, что за два года до начала учебно-тренировочной работы достаточно времени, чтобы выявить спортивную пригодность занимающихся футболом. И за этот срок тренеру необходимо сделать ественный отбор и обеспечить необходимый уровень разносторонней подготовки.

 

У каждого тренера складывается определенный стиль и подход к новой группе, и, как правило, несложно определить природную предрасположеность ребенка. Его отличает двигательная одаренность, быстрая усваиваемость и приобретение двигательных навыков.

 

Талантливого, очень способного маленького футболиста найти трудно. Такое утверждение правомерно. Без генетической одарености - нельзя стать выдающимся футболистом. В коде заложены только возможности, а реализация зависит от человека. Наследственность определяет возможности, а тренировочная работа определяет, насколько мы ею воспользуемся. Стало быть, надо искать детей, которых природа наделила качествами, позволяющими подняться на высоту спортивного мастерства, а последующее развитие индивидуальности игрока только поможет прогрессу вашей команды.

 

Однако талант - залог, но не гарантия успеха. Чтобы был успех, надо тренироваться еще как минимум шесть - восемь лет. И поэтому хотелось бы этот вопрос рассмотреть с более широких позиций. Наблюдая за выдающимися игроками, специалисты отметили основные факторы, способствующие быстрому развитию футбольных качеств (кроме генетических). Это:

 

- раннее начало;

- большое время, уделяемое футболу;

- большое время, уделяемое индивидуальной работе.

 

К слову сказать, вся система современного воспитания и многие закономерности становления организма юных футболистов известны широкому кругу тренеров, а количество занимающихся с задатками потенциальных футболистов достаточно, проблема просматривается только одна - педагогическая. Футбольный опыт свидетельствует, что число футболистов, обладающих достаточными способностями и желающих достичь вершин, становится за время обучения еще меньше.

 

Современный тренер должен знать если не все, то как можно больше, только его знания и умения могут обеспечить успех и полное раскрытие потенциальных возможностей ученика. Тренировка как педагогический процесс только тогда приводит к успехам, когда она правильно организована. Чтобы добиться определенных успехов и приобрести добротные навыки, ученик должен проникнуться поставленной задачей. Одна сторона дела - увидеть и найти игрока (тут мы, как правило, не проигрываем), а вторая сторона - это методическая грамотность тренера, способного организовать целенаправленную подготовку игрока.

 

На этапах начальной подготовки необходима разносторонняя подготовка, которая исключает специфическое воздействие на одно из спортивных качеств. Имея малый запас двигательных навыков, детям будет трудно в будущем освоить сложные футбольные движения. Поэтому координационные способности необходимо развивать именно в детском возрасте, в противном случае неуклюжесть движений будет проявляться особенно ярко.

 

Необходимо заметить, что способность к усвоению сложных движений в 12 - 13 лет выше, чем у 14 - 15-летних. В этом возрасте достигается наибольший прирост в быстроте движений, на чем базируется будущая техническая подготовка. В футболе объем движений чрезвычайно разнообразен, богат, а специфика футбола предполагает большую вариативность беговых упражнений. Если охарактеризовать направленность на начальном периоде, то это будет оздоровительная, игровая и общефизическая подготовка. Если характеризовать задачи начальной подготовки, то цели будут следующие:

 

1. Приучить детей к регулярному тренировочному режиму с 3-разовыми занятиями в неделю. Ребенок должен «заболеть» футболом.

2. Заложить фундамент разнообразной физической подготовленности и развития координационных способностей.

3. Ознакомить с основными техническими элементами и простейшими игровыми приемами.

 

Средства подготовки на этом этапе: самый широкой круг игр и эстафет. Здесь есть простор для творчества, есть над чем подумать и чем занять ребенка. Скажем так: если ребенку комфортно и хорошо в команде, то и отдача от него будет значительно выше. И наверняка сам-то футбол придумали дети, играя и гоняя мяч, а потом уже взрослые начали разыгрывать свои первенства. Мотивация и желание тренироваться открывается сначала на эмоциональном уровне, а потом уже на логическом. Поэтому первая задача тренера - привить устойчивую потребность детей к двигательной активности и постоянно поддерживать у них интерес к спортивным играм и детским соревнованиям.

 

Самое главное - игра учит выигрывать, но игра учит и проигрывать, закаляя веру, волю и характер. Успех или неуспех должен восприниматься не как случайность, а как закономерная реакция на проделанную работу. Поражение может преподать урок и указать на слабые места подготовки. И воспользоваться этим должен в первую очередь тренер.

 

Все мы привержены к стереотипу, и, к сожалению, у некоторых тренеров набор и выбор средств слишком мал. Они снижают объем средств ОФП, но скоростные, силовые и психологические качества могут проявляться не сразу, а по мере формирования двигательных навыков. К слову сказать, вся система современного физического воспитания сводится к развитию волевых качеств, умению не только вести себя, но и владеть собой - этого требует воспитанность и интеллигентность. Недаром же говорят: победа показывает, что человек может, а поражение - чего он стоит. И не забыть бы нам, что каждый человек имеет право на ошибку, а ребенок тем более.

 

Все дети представляют собой смесь сильных и слабых сторон, умения и неумения, активов и пассивов, исключительности и посредственности. И если ребенок начал играть в футбол за компанию, то это только на пользу здоровью, коммуникабельности, закалке характера.

 

Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет просто невозможно. А когда она проявится, даст о себе знать, заранее никто сказать не может. Это тайна природы. Значит, нужно только набраться терпения и ждать.

 

Мы не коснулись темы отбора, поскольку я считаю, что эта проблема в футболе не актуальна. В тренировке оцениваются внешние признаки новичков, двигательная активность, желание тренироваться, склонность к беговым упражнениям и играм. Если же вы хотите иметь точку отсчета физических данных, то, по данным специалистов в области отбора, прыжок в длину с места дает достаточную информацию о скоростно-силовом потенциале кандидатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существовало мнение, что повышение уровня физических кондиций автоматически влияет на рост достижений в соревнованиях. Возможно, этот вывод и правильный, но только при одном условии - при подготовке футболистов высокой квалификации. И наверняка оно выражается в общих принципах, хотя мы знаем, что техническая подготовка и, к примеру, силовая не имеют логической преемственности. Техническое мастерство представляется как умение футболиста эффективно реализовать свой потенциал в условиях игры. Конечно, повышение силовых и скоростных возможностей способствует совершенствованию технического мастерства. Но перенос тренированности, видимо, более сложный процесс, и определяется оптимальным соотношением интенсивности нагрузок и надежности выполнения.

 

В последнее время резко возросли требования к надежности техники и игрового мастерства. Это, скорее всего, связано с тем, что в команде начали работать тренеры, отвечающие за физическую подготовку, а качество игры и уровень техники, к сожалению, не изменились. В игровых видах спорта ставка должна делаться на квалификацию тренеров, а не на специалистов, к примеру, легкой атлетики, которые берут отдельную составную часть игры и с нею добросовестно работают. Высокий уровень физической подготовленности - обязательное условие в футболе. Его можно рассматривать не только как базу для последующей подготовки, но также как основу надежности и стабильности в сложных условиях соревнований. Без физического фундамента невозможно обеспечить надежность выполнения упражнений и четкое решение последующих задач. У футболиста следует выделить этапы достижения надежности технического мастерства. Как мы уже отмечали, на этапе специализации (15-16 лет) задачи решались специальными упражнениями с закреплением на фоне утомления. На этапе 17-18 лет надежности добивались игрой и игровыми упражнениями после специальной работы над физическими качествами. В команде мастеров она должна строиться в несколько другом плане. Поскольку требования к качеству стабильности и надежности и далее повышаются, необходима специальная работа в этом плане. Устойчивость технико-тактического навыка зависит даже не от числа повторений, а от разнообразия условий, в которых эти повторения осуществляются. Способность изменить решение, игровой прием или игровую ситуацию в ходе игры - это тоже стабильность и надежность, которые приходят в результате тренировки и соревновательного опыта.

 

Ведь чем определяется мастерство хорошего футболиста? Многообразием и надежностью. Вероятностью безотказной работы в игровых условиях, при выполнении около 100 технических действий с мячом. Надежностью к быстрой переработке информации, к быстрому реагированию на изменение обстановки, добротной работой, близкой к соревновательным условиям, на средней и малой скоростях. Эта техническая задача должна решаться ежедневно, как отдельная составная часть тренировки: действия с мячом на фоне объемной специальной работы. Задачи могут быть разными: на точность передач, на точность удара головой, на точность приема и т. д. Но цели они преследуют одни - выработка надежности и стабильности. Если рассматривать стратегическое творчество тренера группы совершенствования, то это постоянное ограничение умений игрока. Ограничение всего того, что не нужно игре, что вредно, что мешает играть результативно. К сожалению, это так: рациональная техника характеризуется простотой и естественностью, слаженностью всех движений. В идеале техника должна быть скоростной, надежной, простой, но эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безусловно, футболистов отличают друг от друга как профессиональные, так и человеческие качества. Но это сложное сооружение в образе футбольной команды должно быть как можно больше организованным. Поначалу знания и умения являлись неопределенными, а процесс обучения в большой степени был простым и механическим. Но футбольной команде требуется более полный комплект спортивных и психологических качеств, чтобы игра была организованна, прочна и надежно усвоена. Главное отличие наших успешных и неуспешных учеников (кроме природных данных) - это мышление, оно приводит к разным результатам в футболе. Футбольный интеллект - это способность футболиста анализировать и перерабатывать информацию, принимать решения в сложных игровых ситуациях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, кто научился мыслить на поле, в тренировках и в игре, тот и добивается успеха раньше. Мышление разных футболистов связано индивидуальным различием, и не существует, видимо, двух футболистов, которые бы видели и понимали футбол одинаково. Стратегически мыслящий футболист в основном осознает, что он должен и что может. Эти составляющие взаимосвязаны и находятся под неосознанным контролем игрока. Но, к сожалению, не каждый способен на такой анализ видения ситуации и логики игры.

 

Сталкиваясь с подобными закономерностями, тренер должен попробовать привести всех игроков к пониманию собственных целей о конечном результате. Когда становятся понятными всем игрокам цели и задачи, то самым главным остается подход и тренировочные средства. Но как объединить сильные стороны игроков и поставить их на службу команде и насколько разные футболисты отличаются в своих подходах к решению игровых ситуаций? Какова связь между способами мышления и игрой футболиста? Насколько они связаны и как развиваются различные стороны профессиональной деятельности с такими достаточно противоположными стилями мышления? Видимо, такая разнообразность мышления должна диктовать соответствующий подход в тренировочной деятельности игроков и команд. Недаром же талантливые игроки добиваются успеха при помощи решений, отличающихся от других. И совершенно не удивительно, что очень многие игроки добиваются признательности своим рационализмом и стабильностью. Для каждого вида мышления характерны сильные стороны, которые делают его предпочтительными в определенной ситуации. Эти сильные стороны следует признать, понять и использовать.

 

Конечно, истинное творчество - удел одаренных футболистов, но способности молодого футболиста пропорциональны его тренировочному времени. Эта тема настолько обширна, что заслуживает отдельного исследования. Существует вывод специалистов, что даже интуиция - это не врожденная, а приобретенная способность, которую необходимо выявлять и развивать. Можно сказать, что совершенствование происходит тогда, когда ты задаешь воспитаннику задачи, а он тренировочной работой пытается найти на них ответы. В отношении командной игры несложно предположить, что команда должна быть собрана из игроков, которые стремятся играть и решать задачи одинаково, которым присущ только определенный стиль мышления. Но команда с одинаковым пониманием игровых идей не соответствует реальной жизни. Все игроки разные. И стремиться необходимо только к общему тактическому замыслу ведения игры. Если стратегически рассматривать подготовку команды - это не что иное, как раскрытие потенциала игрока, его сильных качеств с помощью партнеров.

 

Каждый вид стратегии выбора имеет свои слабые и сильные стороны, каждый может быть полезен в той или иной ситуации, и путь, видимо, один: как расширить стратегию мышления для решения сложных игровых ситуаций. Более подробно стратегию мышления, психологию тренировки и игры мы рассмотрим в другом разделе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника

Ловить низко и высоко летящие мячи

Отбивать кулаком высоко летящие мячи

Прыгать и парировать мячи, с правильным приземлением

Выходы 1 на 1

Вводить мяч рукой, ногой, от ворот

 

Физические данные

Подвижность вратаря и ловкость

Быстрота действий

Хорошая реакция

Хорошая общая выносливость

Сила прыжка (прыгучесть)

Хорошая физическая подготовка

Возможность долгой работы без переутомления

 

Тактика

Позиционная игра при ударах по воротам из различных положений

Позиционная игра при стандартных положениях.

Управление защитой

Хорошо играть на выходах.

Вратарь первый нападающий

 

Психологические качества

Смелость и готовность к рискованности

Мотивация самого себя и положительная установка на игру

Готовность действовать

Концентрация на игре

Настойчивость

Вратарь занимает место перед линией ворот таким образом, чтобы сузить угол удара, иметь наилучшие возможности для отражения ударов с обеих сторон, а также верховых мячей.

 

Чтобы лучше ориентироваться, вратарь перед началом игры отмечает для себя центр ворот — центральную точку между боковыми штангами. Игра вратаря на выходах зависит от его роста, прыгучести и скорости. При фланговых передачах и при подаче угловых вратарь стоит у дальней штанги, однако таким образом, чтобы успеть достать мяч, поданный на ближнюю штангу. Стоя у дальней штанги, вратарь выходит на верховые навесные передачи. В ближнем углу занимает место высокорослый защитник, обладающий хорошей реакцией и умело играющий головой. При подаче угловых ударов один из защитников подстраховывает вратаря у дальней штанги. Для вратаря выбор места играет решающую роль и определяет все его дальнейшее поведение в воротах. В ходе специальных тренировок вратарю приходится отражать удары по воротам с различных направлений и перехватывать навесные передачи. Полевые игроки бьют по воротам несколькими мячами, не оставляя вратарю времени на раздумье. Так у вратаря вырабатываются чувство позиции, увер

 

енность при выборе места в воротах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В психологии будущих вратарей наблюдаются те же этапы развития, что и у любого ребенка. Однако имеются некоторые особенности, относящиеся только к игрокам этого амплуа и которые нельзя не учитывать в работе с детьми. Среди них прежде всего выделим характеризующие развитие и созревание психомоторики ребенка, а также возникающие при выборе амплуа вратаря и при воспитании у юных вратарей чувства уверенности и понимания своей значимости в команде.

 

Часто вратарями дети становятся не потому, что они склонны к этому и хотят, а потому, что оказались самыми слабыми в игре в поле и не смогли противостоять нажиму партнеров по команде. Случается, что по этим же причинам и тренер предлагает мальчику встать в ворота.

 

Наверное, такой подход к выбору амплуа - не самый удачный. Он может оставить след в душе ребенка на долгое время. Решение о выборе вратаря не должно быть принято однажды и окончательно. Попробовать себя в воротах хорошо бы всем ученикам. Очень важно объяснить мальчику, обладающему предпосылками стать вратарем, что именно в этом амплуа его способности раскроются лучше. Желательно создать впечатление значимости его роли в команде, в чем могут помочь примеры выдающихся вратарей. Может, как раз это и стало причиной того, что сын легендарного Пеле стал вратарем и защищает ворота знаменитого футбольного клуба "САНТОС", хотя у бразильских мальчишек нет особого энтузиазма играть вратарем.

 

Аксиомой является то, что нельзя требовать от ребенка успешного выполнения задания, если его двигательный аппарат и психомоторика еще не созрели для этих движений.

 

Если требовать от детей невозможного, можно нанести им психологическую травму, породить неуверенность в своих силах. Психика ребенка в юном возрасте неустойчива, игра нестабильна, игровые неудачи переживаются остро. Особое значение приобретает воспитание у юного вратаря психологической устойчивости, что поможет ему избежать опрометчивости, нервозности, потери контроля над собой.

 

Для воспитания уверенного в себе вратаря, обладающего авторитетом среди партнеров, может быть использован следующий методический прием: привлечение его к играм за команды более старшего и младшего возрастов.

 

После игр за старших вратарь, как правило, более уверенно чувствует себя в команде сверстников. В играх за команды младшего возраста, где он может играть с большей степенью риска, у него развиваются и точность самооценки, и умение руководить действиями полевых игроков, а также воспитываются решительность и чувство уверенности в своих силах.

 

Пока дети не научились хорошо владеть мячом ногами, у них есть желание "выполнять роль вратаря". Руками им легче контролировать мяч, и собственная значимость в игре кажется более высокой. По мере того, как юные футболисты все увереннее и увереннее обращаются с мячом, такое желание у них пропадает, и все хотят быть нападающими.

 

Таким образом, ребята могут ознакомиться с вратарскими навыками, а тренер - просмотреть всех занимающихся и оценить будущие таланты.

 

Было бы неправильным говорить о том, что в этом периоде окончательно определяются интересы игроков и их амплуа. Главным образом его необходимо рассматривать как время общего развития будущих футболистов.

 

1. Развитие подвижности. У края небольшого футбольного поля около пятнадцати 7-8-летних мальчишек с нетерпением ждали начала игры.

 

Выслушав последние наставления тренера, они разбежались по площадке. Прозвучал свисток. "Красные" перебили мяч на половину "синих" и устремились к их воротам. Глядя на этих маленьких футболистов, трудно представить их будущую спортивную судьбу. Пройдет время, кто-то из них станет нападающим, умеющим обыграть нескольких соперников и забить гол, кто-то непроходимым защитником, кто-то будет защищать ворота. Все это ждет их впереди, а в этом возрасте всем ребятам, независимо от их будущего амплуа, важно получить разностороннюю двигательную подготовку.

 

Научиться быстро стартовать и неожиданно останавливаться, резко менять скорость и направление бега, прыгать, падать дети могут, выполняя различные упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самая важная часть тренировки вратаря. Занятия по технической подготовке, разнообразие и сложность техники игры для голкипера обязательны во все периоды тренировки. Поскольку движения вратаря ацикличны, полное исключение упражнений по технике игры голкипера в течение длительного времени приводит к потере навыков, к утрате «чувства мяча». Поэтому технику голкипера совершенствуют даже в переходном периоде (правда, не всегда в форме организованных занятий).

 

Для опытных стражей ворот это, как правило, задание отражать удары защитников или нападающих по его воротам. Если техника действий еще не освоена в полной мере или еще не отработана до автоматизма, рекомендуется проводить обучение и в переходном периоде.

 

Состав средств технической подготовки меняется в зависимости от характера периода тренировки. В период фундаментальной подготовки техника игры голкипера повторяется по всем разделам. Квалифицированные стражи ворот длительное время отрабатывают простейшие элементы техники. Постепенно усложняя упражнения, «добираются» до более сложных элементов. В период фундаментальной подготовки (зимой) занятия по технической подготовке проходят в зале, а при благоприятных условиях — и на открытой площадке.

 

Технику владения мячом в период вхождения в форму вратарь совершенствует только на поле (в воротах). Форму этой работы определяет соответствие (по возможности наиболее полное) условиям предстоящего матча. В конце этого периода режим тренировки вратаря должен полностью соответствовать режиму тренировок в течение сезона.

 

В ходе сезона желательно после общей разминки повторять (в течение 10—15 мин) в качестве специальной подготовки в легкой игровой форме, без особой концентрации внимания все элементы вратарской техники (от простейших до самых сложных). Каждый технический элемент выполнять не более 5—6 раз.

 

По окончании специальной подготовки (можно назвать ее «школой техники») голкипер переходит к основной части тренировки, цель которой — всесторонняя отработка некоторых элементов техники. На выбор этих элементов влияет прежде всего степень подготовленности стража ворот. Первостепенное внимание отстающим элементам техники и техническим приемам. Чаще всего тренировка голкипера длится 1 — 1,5 ч. На каждой тренировке необходимо углубленно отрабатывать со стражем ворот 3—4 технических элемента. Каждое движение доводить до автоматизма, всякий раз по возможности устраняя вскрываемые ошибки.

 

В ходе тренировки технического характера вратарю время от времени необходим отдых. Во внимание следует принимать тот факт, что в случае физической и нервной усталости голкипер теряет (в известной степени) контроль над своими движениями, что чревато ошибками и даже травмами.

 

На тренировках часто можно видеть, как страж ворот стоит на своем посту, когда отрабатывают удары нападающие. Такая подмена тренировки вратаря, когда голкипер отбивает мячи после ударов, не представляющих для него особой сложности, неправильна: страж ворот лишен возможности целенаправленно отрабатывать определенные элементы техники игры. Нападающие в процессе выполнения таких упражнений заняты своим и могут (не умышленно, конечно) нанести несколько ударов по воротам одновременно. Так создается предпосылка травмы.

 

Можно позволить вратарю занять свое место при отработке полевыми игроками ударов по воротам, если это будет для него не собственно тренировка, а лишь подготовка к ней. В первую очередь рекомендую такие занятия, если ворота приходится защищать от игроков, обладающих непривычной для вратаря техникой ударов: голкипер сможет приобрести полезный опыт. Еще одна закономерность, выявленная и многократно подтвержденная практикой: после 10—15 мин напряженной работы концентрация внимания стража ворот снижается. Поэтому именно через такие промежутки времени вратари должны отдыхать. По поводу технической тренировки голкипера хотел бы заметить: как и упражнения из арсенала технической подготовки полевых игроков, она способствует повышению тренированности и более качественному усвоению некоторых элементов тактики. Например, вратарь, вынужденный многократно отбивать мячи кулаком в прыжках, заметно прибавляет в прыгучести; частые выходы из ворот способствуют повышению выносливости голкиперов. Отбивать мяч кулаком вратарь должен целенаправленно: тем самым он, отрабатывая технику, одновременно учится принимать и тактические решения. Разумеется, такое совмещение не заменяет специальных целенаправленных занятий по физической и тактической подготовке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главное значение белков пищи - обеспечение пластических процессов: биосинтеза различных белков, в том числе структурных и сократительных белков, белков-ферментов, ряда гормонов и других веществ.

 

Поступающие в организм пищевые белки в процессе пищеварения распадаются на аминокислоты, которые попадают в кровь, разносятся по организму и используются для синтеза специфических для организма белков и других соединений.

 

Известно 20 видов аминокислот, встречающихся в составе природных белков. Существуют две группы: заменимые и незаменимые.

 

1. Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме человека из других аминокислот, и поэтому если их мало, то это не мешает организму развиваться. 2. Незаменимые аминокислоты не синтезируются в организме и обязательно должны поступать с пищей в достаточном количестве.

 

С точки зрения пищевой ценности белки делятся на полноценные и неполноценные. Полноценные белки содержат все незаменимые аминокислоты, хотя не обязательно все 20 видов, а в неполноценных белках отсутствуют какие-либо незаменимые аминокислоты.

 

К полноценным белкам относятся все белки животного происхождения: мясные, рыбные, белки птицы, молока и молочных продуктов, яиц и других продуктов животного происхождения. Белки, содержащиеся в продуктах растительного происхождения, являются неполноценными. В зерновых культурах (пшенице, кукурузе, крупах) содержится 6-8% белков. В таких продуктах, как горох, фасоль, соя, чечевица, содержание белка достигает 30%. Хорошим источником белка являются орехи, семечки подсолнуха, семена различных растений, грибы.

 

Потребность в белках у интенсивно тренирующихся футболистов составляет 1,5-2,0 грамма на килограмм веса тела в сутки, но даже потребляя такое количество белка, нельзя быть уверенным в полноценности белкового питания. Дело в его аминокислотном составе. Поэтому белки поступающие в организм должны быть разнообразные. Белковое питание может быть полноценным даже при употреблении только неполноценных растительных белков при условии их разнообразия. В этом случае отсутствие незаменимых аминокислот в одних растительных продуктах компенсируется их наличием в других. В растительных продуктах белки, в основном, содержатся внутри клеток, оболочки которых построены из практически неперевариваемой организмом человека клетчатки. Поэтому для усвоения белка растительные продукты должны пройти термическую (кулинарную) или механическую обработку. От качества продуктов и их кулинарной обработки зависят скорость и полнота усвоения животных белков, особенно мясных. На пищеварение белка сильное влияние оказывает эмоциональное состояние спортсмена и поэтому перед соревновательными играми не следует употреблять трудно перевариваемые белки, в особенности мясные продукты.

 

Некоторые спортсмены стремятся употреблять больше белка, считая что это способствует увеличению мышечной массы и скоростно-силовых возможностей. Однако это не так. Пищевые белки и образующиеся из них в процессе пищеварения аминокислоты не стимулируют синтез белка в организме, а только являются необходимым условием его протекания. Избыток поступивших в организм белков будет использоваться как источник энергии, что нецелесообразно, так как белки - значительно менее удобный источник энергии для организма, чем углеводы. Для использования белков в качестве источника энергии из них надо устранить азот, на долю которого приходится около 16% от массы белка. Отщепляемый от аминокислот в виде аммиака азот временно связывается в клетках, транспортируется в печень, где преобразуется в мочевину.

 

Все эти процессы достаточно трудоемки и энергоемки, и кроме того, образующаяся в повышенных количествах мочевина может оказывать плохое влияние на восстановление футболиста. Следует отметить, что некоторые аминокислоты вообще не используются в качестве источника энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липиды представлены в организме жировыми веществами.

 

Жировые вещества в основном выполняют в организме человека структурные функции. Они входят в состав клеточных оболочек, стенок кровеносных сосудов, внутренних органах. Из холестерина в организме синтезируется ряд веществ, необходимых для жизнедеятельности: некоторые гормоны, желчные кислоты, витамин Д.

 

Жироподобные вещества -продукт животного происхождения. Наиболее богаты ими мясные продукты, печень, рыба редких пород, рыбная икра, молочные продукты, птица, яйца. При употреблении в пищу всех вышеперечисленных продуктов даже интенсивно тренирующийся футболист не будет испытывать недостатка в липидах.

 

Следует внимательно относиться к употреблению продуктов, богатых холестерином. У молодых спортсменов редко возникает проблема, при избыточном поступлении в организм холестерина, но достаточно опасно для людей, ведущих малоподвижный образ жизни, людей зрелого и пожилого возраста.

 

Футболистам лучше не употреблять в вечернее время незадолго до сна продукты, наиболее богатые холестерином.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витамины - это жизненно важные для организма вещества, которые не образуются в организме или образуются в ограниченных количествах, а поступают с продуктами питания. Суточная потребность в тех или иных витаминах невелика и измеряется миллиграммами.

 

Витамины выполняют несколько функций в организме. Одной из них является коферментная. Многие витамины входят в состав ферментов - биологических катализаторов, без участия которых не может происходить ни одна жизненно важная реакция в организме. К числу таких витаминов относится большинство растворимых в воде витаминов, в частности витамины РР, В1, В2, ВЗ, В6, В11 и другие.

 

Тренировки и игры приводят к резкому усилению обменных процессов, особенно процессов энергетического обмена. После завершения мышечной работы заметно усиливаются восстановительные процессы, заключающиеся в первую очередь в синтезе веществ, распавшихся за время работы. Систематические тренировки приводят к увеличению количества таких ферментов. Все это повышает потребность организма в витаминах, необходимых для построения ферментов.

 

К числу наиболее известных жирорастворимых витаминов относятся витамин А, имеющий самое непосредственное отношение к деятельности зрительного анализатора, и витамин Д, который стимулирует усвоение и фиксирование в костной ткани солей кальция, обеспечивающих костям прочностные характеристики. Большие нагрузки на костную ткань, необходимость их высокой прочности требуют их повышенной минерализации, и следовательно, повышают потребность футболиста в витамине Д.

 

Исследования показали, что интенсивная спортивная тренировка повышает потребность в витаминах в 2-3 раза. Игровое амплуа футболиста может оказать влияние на структуру этой потребности, но это влияние незначительно. Пищевыми источниками витаминов являются свежие продукты растительного и животного происхождения. Хорошим источником витаминов является свежее (особенно парное) молоко и яйца, которые содержат практически все необходимые человеку витамины в оптимальных пропорциях.

 

Длительное хранение, термообработка оказывают разрушающее действие на витамины, в первую очередь растворимые в воде. Жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) более термо стабильны и могут сохраняться даже в прокипяченном молоке. Витамины, содержащиеся в яйцах, значительно лучше сохраняются при их варке, что объясняется отсутствием при нагревании контакта с кислородом воздуха. Однако варить яйца не следует слишком долго. Оптимальный вариант, когда белок проварен, а желток находится в полужидком состоянии (так называемые яйца "в мешочке"). В яичнице витамины практически отсутствуют. Такие молочные продукты, как сливки, сметана, также содержат витамины, особенно жирорастворимые.

 

Хорошим источником витаминов являются сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень при условии, что они хранились не очень долгое время. Натуральные соки теряют часть витаминов при прохождении термообработки.Еще один источник витаминов находится в самом организме. Это так называемая микрофлора кишечника - бактерии, обитающие в кишечнике, которые в отличие от человека могут синтезировать многие витамины. В результате человек получает часть необходимых ему витаминов группы В и некоторых других витаминов. Практически полностью может удовлетворяться потребность организма в витамине К.

 

Для нормального существования микрофлоры необходимы определенные условия это: употребление клетчатки и кисломолочных продуктов. Большие дозы спиртного, быстроусваиваемых углеводов (глюкозы, сахарозы) и многие лекарственные препараты, напротив, отрицательно сказываются на микрофлоре кишечника.

 

Полностью удовлетворить потребность интенсивно тренирующегося футболиста в витаминах за счет обычного питания можно только во второй половине лета и осенью, когда в изобилии свежие овощи и фрукты. В другое время года целесообразно употреблять поливитаминные препараты. Следует учитывать, что футболистам необходимо потреблять этих препаратов в три раза больше, чем рекомендуется обычному человеку, не занимающимся спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На долю минеральных веществ приходится 4-5% от веса организма. Они содержатся во всех тканях организма, но наиболее высокое их содержание в костной ткани, которой они обеспечивают твердость и высокую прочность. Минеральные соединения входят в состав веществ, выполняющих структурные функции, и регуляторов обменных процессов, обеспечивают протекание нервных процессов, осмотические явления, которые вызывают перемещения воды в тканях, и многое другое.

 

Усиление обменных процессов, связанное с напряженной мышечной деятельностью, увеличивает потери и потребность организма в тех минеральных соединениях, которые входят в состав веществ, активно функционирующих при мышечной работе и обеспечивающих протекание процессов восстановления.

 

Обмен минеральных веществ тесным образом связан с обменом воды, который обязательно усиливается в связи со спортивной тренировкой. Особенно много воды, а с ней и минеральных веществ уходит из организма со временем.

 

Потоотделение во время тренировок и соревновательных игр является верным признаком повышенной потребности в минеральных соединениях. По крайней мере в 1,5-2 раза повышается потребность в соединениях натрия, солях фосфорной кислоты и соединениях кальция (источником этих двух последних соединений являются молоко и молочные продукты), а также соединениях калия, железа и многих других.

 

Источником минеральных веществ для организма являются вода и практически все продукты питания. Продукты растительного происхождения, как правило, более богаты минеральными веществами, чем животного.

 

Для футболистов дополнительным источником минеральных веществ кроме продуктов питания могут быть минеральная вода, а также препараты, содержащие минеральные вещества, употреблять которые следует в 2-3 раза в больших количествах, чем рекомендуется обычному человеку, не занимающимся спортом. Употребление этих дополнительных компонентов питания снимает проблему дефицита минеральных веществ.

 

 

 

 

 

Энергия - 2500 ккал

белок - 75 г (12% калорийности)

жир - 83 г (30% калорийности)

углеводы - 363 г (58% калорийности)

пищевые волокна - 20 г

кальций - 800 мг

фосфор - 1200 мг

железо - 10 мг для мужчин, 20 мг для женщин

незаменимые жирные кислоты - 11 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировка должна быть ориентирована на следующие направления.

Во время тренировок достаточное внимание должно уделяться обучению вратарей

Главной задачей является обучение и совершенствование мастерства вратарской техники.

Ориентировать тренировку вратарей на требования игры.

Обращать внимание на дозировку нагрузки в соответствии с требованиями игры.

 

Направления тренировки

 

1. Одиночная тренировка

 

Цели и содержание

 

Специальная тренировка технических и тактических основ для вратаря. Специальная тренировка для заложение основ хорошей физической формы для вратаря.

 

Советы по организации

 

Планировать проведение одиночной тренировки до или после команды. Включать отдельных игроков.

 

2. Групповая тренировка в клубе

 

Цели и содержание

 

Специальная тренировка с привлечением специалиста. Обучать будущих вратарей с помощью примера играющих. Создание «командного духа» между вратарями команды.

 

Советы по организации

 

Создать традицию групповой тренировки вратарей внутри клуба. Привлечь специалиста в качестве тренера вратарей клуба

 

3. Упражнения для вратарей и полевых игроков.

 

Цели и содержание

 

Связывание обучения вратарей с тренировкой полевых игроков.

 

Советы по организации

 

Отдельные упражнения подходят уже для программы разминки. Привести в соответствие формы тренировки с уровнем техники полевых игроков и вратарей

 

4. Включение в особые формы игры.

 

Цели и содержание

 

Требования тренировки, похожие на требования в матче, - высокая мотивация. Общая тренировка полевых игроков и вратарей

 

Советы по организации

 

Отдельные элементы игры вратарей подчеркнуть особыми правилами. Форсировать действия вратарей посредством игр в маленьких группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

//vk.com/public40545475
Конструктор сайтовuCoz